44.02.02 Преподавание в начальных классах

Учитель начальных классов

 

 

 

Общая характеристика специальности

Востребованность на рынке труда

Применение на практике 

Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных.

Учитель начальных классов является тем человеком в жизни каждой личности, который закладывает фундамент знаний и моральных качеств, формирует ценности и компетенции, востребованные в условиях современного общества. От профессиональных решений, принимаемых им в ежедневной практике преподавания, зависит становление развивающегося человека.

Учитель занимает несколько неформальных социальных статусов, помимо основного (педагог). Это и психолог, и консультант, и организатор досуговой деятельности детей, и тьютор.

Сегодня работа учителя начальных классов не ограничивается школой. Существуют специальные центры дополнительного образования, общественные организации содействия детям с особенностями развития, социально-реабилитационные центры, технопарки, центры детского творчества, парки научных развлечений и многое другое, где педагог может найти применение своим профессиональным знаниям и навыкам. Учитель начальных классов также может заниматься частной практикой, а получив образование в смежных областях деятельности, попытает свои силы в дефектологии, психологии и пр. С развитием компьютерных технологий расширяются возможности педагога в отношении создания и проведения онлайн-курсов и уроков. Кроме того, при должном уровне профессионального опыта и образования есть перспективы повышения по карьерной лестнице (вертикальный рост).

От социальных навыков учителя зависит выстраивание прочных и здоровых взаимоотношений внутри детского коллектива.

О процессе обучения

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний.

Преподаватели формируют у студентов готовность к профессиональной мобильности, гибкости в освоении трудовых функций, актуализации знаний. Используемые педагогами на занятиях формы, методы и средства обучения позволяют обучающимся достигать  результатов, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Интерактивные образовательные технологии, нацеленные на активную коммуникацию между преподавателями и студентами, призваны развивать у последних познавательную активность, потребности и способности самостоятельно открывать новые знания, применяя их в процессе решения практико-ориентированных задач. Наши педагоги учат ребят критически и творчески мыслить, овладевать приемами осуществления профессиональной деятельности. Они формируют у обучающихся системность мышления, что особенно важно для техников-программистов, то есть цельность восприятия, способность видеть множественные связи между предметами.

Внеаудиторная самостоятельная работа преимущественно связана с созданием проектов, которые помогают студентам в процессе подготовки  обучаться навыкам планирования, прогнозирования, целеполагания.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку. В каждой аудитории, где проводятся профильные предметы, есть проекторы и компьютеры, Интернет, современное оборудование для обучения. Студенты могут создавать экспериментальные проекты,  симуляции, учебное программное обеспечение.

В процессе обучения происходит освоение содержания следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. Кроме того, программа подготовки специалистов среднего звена предполагает прохождение учебной и производственной практики (по профилю специальности и преддипломной), промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Студенты получают фундаментальные знания в области обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования, задач, содержания, методов, средств, форм и процесса организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах.

Портрет специалиста

 

Основные требования к профессии:

— выполнить официальные образовательные программы для учеников начальных классов;

— осуществить личностно ориентированный подход во взаимодействии с учениками, анализировать их индивидуальные качества, анализировать уровень их обученности и воспитанности.

— проектировать развитие личностных качеств школьников;

— помогать специалистам в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии.

— планировать уроки, внеклассные мероприятия, изучать и анализировать дидактические материалы, образовательные программы;

— проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.

Личностные качества:

— любовь к детям и желание о них заботиться;

— эмпатия (сопереживание, чуткость и внимание к детским потребностям и интересам);

— диагностические умения, связанные с оценкой индивидуальных способностей ребенка;

— умение развивать способности детей на основе индивидуальной траектории личностного становления;

— умение разрешать спорные ситуации, устранять противоречия в конфликтах;

— творческие способности и склонность к оригинальности мышления;

— проявление упорства в своей работе;

— управление коллективом;

— позитивное отношение к работе с детьми;

— толерантность и активная жизненная позиция.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах;
  • задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями, лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания учащихся;
  • документационное обеспечение образовательного процесса.

Виды профессиональной деятельности учителя начальных классов:

  • преподавание по образовательным программам начального общего образования;
  • организация внеурочной деятельности и общения учащихся;
  • классное руководство;
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

Компетенции выпускников

Преподавание по образовательным программам начального общего образования:

  • определять цели и задачи, планировать уроки;
  • проводить уроки;
  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
  • анализировать уроки;
  • вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

Организация внеурочной деятельности и общения учащихся:

  • определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия;
  • проводить внеурочные занятия;
  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся;
  • анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий;
  • вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.

Классное руководство.

  • проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
  • определять цели и задачи, планировать внеклассную работу;
  • проводить внеклассные мероприятия;
  • анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий;
  • определять цели и задачи, планировать работу с родителями;
  • обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания;
  • анализировать результаты работы с родителями;
  • координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

  • выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
  • создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
  • систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
  • оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

К достоинствах работы учителя можно отнести следующее:

  • возможность для реализации творческого потенциала;
  • индивидуальный подход в работе с разными детьми;
  • насыщенная деятельность;
  • обширный социальный пакет;
  • длительный отпуск.

Сроки обучения: 

на базе 9 классов:

Очная форма обучения – 3 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 4 г. 7 мес.

на базе 11 классов:

Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 3 г. 7 мес.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ:









*Поля обязательны для заполнения