44.02.01 Дошкольное образование

Воспитатель детей дошкольного возраста

 

 

Общая характеристика специальности.

Востребованность на рынке труда

Применение на практике 

 

Первый человек после родителей, который участвует в развитии ребенка, — это воспитатель. Он взращивает своих подопечных, формируя у них представления об окружающем мире, обучая их человеческим взаимоотношениям, обеспечивая становление важных ценностей и мотивируя к познанию действительности. Внимание воспитателя направлено на личность отдельно взятого ребенка и коллектива детей в целом.

Работа специалиста предполагает умение организовать комфортное пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении, проведение игр и занятий с детьми, контроль за их безопасностью.

Сегодня воспитатель органично реализует функции педагога, психолога, логопеда, аниматора, актера, товарища по играм. Он – один из творцов личности дошкольника. Укрепляя социальные связи ребенка, расширяя круг его знакомств, совершенствуя его эмоциональный мир, воспитатель открывает перед детьми мир людей и возможностей. Важно также уметь работать с одаренными воспитанниками и с дошкольниками с особенностями развития.

Умение работать с родителями – отдельная сторона профессии воспитателя. Зачастую он выступает в роли помощника и компетентного наставника, облегчающего решение ситуативных задач.

Перспективы профессионального развития этого специалиста основаны на углубленном изучении психологии, педагогики, дефектологии. Существует возможность овладения смежной областью знаний.

Воспитатель, совершенствующий профессиональные компетенции, изучающий и внедряющий в практику новые образовательные технологии, стремящийся к популяризации знаний, способен занять успешную нишу педагога-новатора. Стремясь к активизации внутренних качеств ребенка, раскрывая его творческие возможности, воспитатель приобретает подлинный интерес и внутреннюю мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности.

От социальных навыков воспитателя, его психологической подготовки, педагогического инструментария зависит выстраивание прочных и здоровых взаимоотношений внутри коллектива дошкольников. Во многом качества его личности определяют дальнейшее успешное обучение ребенка в школе.

Представители данной профессии востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах, центрах дополнительного образования детей.

 

О процессе обучения

 

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний.

Преподаватели формируют у студентов готовность к профессиональной мобильности, гибкости в освоении трудовых функций, актуализации знаний. Используемые педагогами на занятиях формы, методы и средства обучения позволяют обучающимся достигать  результатов, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Интерактивные образовательные технологии, нацеленные на активную коммуникацию между преподавателями и студентами, призваны развивать у последних познавательную активность, потребности и способности самостоятельно открывать новые знания, применяя их в процессе решения практико-ориентированных задач. Наши педагоги учат ребят критически и творчески мыслить, овладевать приемами осуществления профессиональной деятельности. Они формируют у обучающихся системность мышления, что особенно важно для техников-программистов, то есть цельность восприятия, способность видеть множественные связи между предметами.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа преимущественно связана с созданием проектов, которые помогают студентам в процессе подготовки  обучаться навыкам планирования, прогнозирования, целеполагания.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку. В каждой аудитории, где проводятся профильные предметы, есть проекторы и компьютеры, Интернет, современное оборудование для обучения. Студенты могут создавать экспериментальные проекты,  симуляции, учебное программное обеспечение.

В процессе обучения происходит освоение содержания следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. Кроме того, программа подготовки специалистов среднего звена предполагает прохождение учебной и производственной практики (по профилю специальности и преддипломной), промежуточной и государственной итоговой аттестации. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

Студенты получают фундаментальные знания в области обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования, задач, содержания, методов, средств, форм и процесса организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах.

 

Портрет специалиста

Основные обязанности:

 

  • планирование и организация целостного учебно-воспитательного процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание комфортной, здоровьесберегающей предметно-развивающей  среды как условия успешного развития ребенка;
  • управление разными видами детской активности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа уровней обученности и воспитанности, а также проектирование траектории развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для успешной социализации дошкольников, ознакомление их с миром общественных взаимоотношений;
  • защита интересов и прав детей.

 

Личностные качества

 

Работа воспитателя носит творческий характер, нередко связанный с импровизацией в ходе осуществления деятельности. Профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, поэтому она требует независимого оригинального мышления и креативного подхода к решению профессиональных задач.

 

К важным качествам личности воспитателя можно отнести следующее:

  • любовь к детям и желание о них заботиться;
  • эмпатия (сопереживание, чуткость и внимание к детским потребностям и интересам) и доброжелательность;
  • развитые коммуникативные способности;
  • диагностические умения, связанные с оценкой индивидуальных способностей ребенка;
  • умение развивать способности детей на основе индивидуальной траектории личностного становления;
  • умение разрешать спорные ситуации, устранять противоречия в конфликтах;
  • творческие способности и склонность к оригинальности мышления;
  • проявление упорства в своей работе;
  • управление детским коллективом;
  • чувство такта;
  • организованность;
  • организаторские способности;
  • психологическая устойчивость;
  • позитивное отношение к работе с детьми;
  • толерантность и активная жизненная позиция.

 

Знания и умения

 

Воспитатель должен знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им. 

Воспитатель должен уметь:

  • руководить основными видами деятельности дошкольников;
  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • осуществлять продуктивную коммуникацию с дошкольниками;
  • познавать личность дошкольника, выявлять нарушения в развитии, вовремя корректировать замеченные затруднения в освоении образовательной программы дошкольного учреждения;
  • взаимодействовать с родителями;
  • выстраивать взаимоотношения с коллегами, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

 

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

 

Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях.

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
  • документационное обеспечение образовательного процесса.

Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:

  • организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
  • организация различных видов деятельности и общения детей.
  • организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
  • взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

 

Компетенции выпускников

 

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие:

  • планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
  • проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;
  • проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;
  • осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Организация различных видов деятельности и общения детей:

  • планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;
  • организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • организовывать посильный труд и самообслуживание;
  • организовывать общение детей;
  • организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;
  • анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования:

  • определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;
  • проводить занятия с детьми дошкольного возраста;
  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;
  • анализировать занятия;
  • вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации:

  • определять цели, задачи и планировать работу с родителями;
  • проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
  • проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации;
  • оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними;
  • координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

Методическое обеспечение образовательного процесса:

  • разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
  • создавать в группе предметно-развивающую среду;
  • систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
  • оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Профессии, связанные с данной:

Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.

 

К достоинствах работы воспитателя можно отнести следующее:

 

  • возможность для реализации творческого потенциала;
  • индивидуальный подход в работе с разными детьми;
  • насыщенная деятельность;
  • обширный социальный пакет;
  • длительный отпуск.

 

Сроки обучения: 

 

 

на базе 9 классов:

Очная форма обучения – 3 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 4 г. 7 мес.

на базе 11 классов:

Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 3 г. 7 мес.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ:









*Поля обязательны для заполнения