Дошкольное образование
44.02.01 Дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
Общая характеристика специальности.
Востребованность на рынке труда
Применение на практике
Первый человек после родителей, который участвует в развитии ребенка, — это воспитатель. Он взращивает своих подопечных, формируя у них представления об окружающем мире, обучая их человеческим взаимоотношениям, обеспечивая становление важных ценностей и мотивируя к познанию действительности. Внимание воспитателя направлено на личность отдельно взятого ребенка и коллектива детей в целом.
Работа специалиста предполагает умение организовать комфортное пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении, проведение игр и занятий с детьми, контроль за их безопасностью.
Сегодня воспитатель органично реализует функции педагога, психолога, логопеда, аниматора, актера, товарища по играм. Он – один из творцов личности дошкольника. Укрепляя социальные связи ребенка, расширяя круг его знакомств, совершенствуя его эмоциональный мир, воспитатель открывает перед детьми мир людей и возможностей. Важно также уметь работать с одаренными воспитанниками и с дошкольниками с особенностями развития.
Умение работать с родителями – отдельная сторона профессии воспитателя. Зачастую он выступает в роли помощника и компетентного наставника, облегчающего решение ситуативных задач.
Перспективы профессионального развития этого специалиста основаны на углубленном изучении психологии, педагогики, дефектологии. Существует возможность овладения смежной областью знаний.
Воспитатель, совершенствующий профессиональные компетенции, изучающий и внедряющий в практику новые образовательные технологии, стремящийся к популяризации знаний, способен занять успешную нишу педагога-новатора. Стремясь к активизации внутренних качеств ребенка, раскрывая его творческие возможности, воспитатель приобретает подлинный интерес и внутреннюю мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности.
От социальных навыков воспитателя, его психологической подготовки, педагогического инструментария зависит выстраивание прочных и здоровых взаимоотношений внутри коллектива дошкольников. Во многом качества его личности определяют дальнейшее успешное обучение ребенка в школе.
Представители данной профессии востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах, центрах дополнительного образования детей.
О процессе обучения
Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний.
Преподаватели формируют у студентов готовность к профессиональной мобильности, гибкости в освоении трудовых функций, актуализации знаний. Используемые педагогами на занятиях формы, методы и средства обучения позволяют обучающимся достигать результатов, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Интерактивные образовательные технологии, нацеленные на активную коммуникацию между преподавателями и студентами, призваны развивать у последних познавательную активность, потребности и способности самостоятельно открывать новые знания, применяя их в процессе решения практико-ориентированных задач. Наши педагоги учат ребят критически и творчески мыслить, овладевать приемами осуществления профессиональной деятельности. Они формируют у обучающихся системность мышления, что особенно важно для техников-программистов, то есть цельность восприятия, способность видеть множественные связи между предметами.
Внеаудиторная самостоятельная работа преимущественно связана с созданием проектов, которые помогают студентам в процессе подготовки обучаться навыкам планирования, прогнозирования, целеполагания.
В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку. В каждой аудитории, где проводятся профильные предметы, есть проекторы и компьютеры, Интернет, современное оборудование для обучения. Студенты могут создавать экспериментальные проекты, симуляции, учебное программное обеспечение.
В процессе обучения происходит освоение содержания следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. Кроме того, программа подготовки специалистов среднего звена предполагает прохождение учебной и производственной практики (по профилю специальности и преддипломной), промежуточной и государственной итоговой аттестации. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Студенты получают фундаментальные знания в области обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования, задач, содержания, методов, средств, форм и процесса организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах.
Портрет специалиста
Основные обязанности:
- планирование и организация целостного учебно-воспитательного процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание комфортной, здоровьесберегающей предметно-развивающей среды как условия успешного развития ребенка;
- управление разными видами детской активности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа уровней обученности и воспитанности, а также проектирование траектории развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для успешной социализации дошкольников, ознакомление их с миром общественных взаимоотношений;
- защита интересов и прав детей.
Личностные качества
Работа воспитателя носит творческий характер, нередко связанный с импровизацией в ходе осуществления деятельности. Профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, поэтому она требует независимого оригинального мышления и креативного подхода к решению профессиональных задач.
К важным качествам личности воспитателя можно отнести следующее:
- любовь к детям и желание о них заботиться;
- эмпатия (сопереживание, чуткость и внимание к детским потребностям и интересам) и доброжелательность;
- развитые коммуникативные способности;
- диагностические умения, связанные с оценкой индивидуальных способностей ребенка;
- умение развивать способности детей на основе индивидуальной траектории личностного становления;
- умение разрешать спорные ситуации, устранять противоречия в конфликтах;
- творческие способности и склонность к оригинальности мышления;
- проявление упорства в своей работе;
- управление детским коллективом;
- чувство такта;
- организованность;
- организаторские способности;
- психологическая устойчивость;
- позитивное отношение к работе с детьми;
- толерантность и активная жизненная позиция.
Знания и умения
Воспитатель должен знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.
Воспитатель должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- осуществлять продуктивную коммуникацию с дошкольниками;
- познавать личность дошкольника, выявлять нарушения в развитии, вовремя корректировать замеченные затруднения в освоении образовательной программы дошкольного учреждения;
- взаимодействовать с родителями;
- выстраивать взаимоотношения с коллегами, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и в домашних условиях.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания дошкольников;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам деятельности:
- организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- организация различных видов деятельности и общения детей.
- организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
- взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
- методическое обеспечение образовательного процесса.
Компетенции выпускников
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие:
- планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
- проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;
- проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;
- осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
Организация различных видов деятельности и общения детей:
- планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;
- организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;
- организовывать посильный труд и самообслуживание;
- организовывать общение детей;
- организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;
- анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования:
- определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;
- проводить занятия с детьми дошкольного возраста;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников;
- анализировать занятия;
- вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации:
- определять цели, задачи и планировать работу с родителями;
- проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
- проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации;
- оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними;
- координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.
Методическое обеспечение образовательного процесса:
- разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- создавать в группе предметно-развивающую среду;
- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Профессии, связанные с данной:
Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.
К достоинствах работы воспитателя можно отнести следующее:
- возможность для реализации творческого потенциала;
- индивидуальный подход в работе с разными детьми;
- насыщенная деятельность;
- обширный социальный пакет;
- длительный отпуск.
Сроки обучения:
на базе 9 классов:
Очная форма обучения – 3 г. 10 мес.
Заочная форма обучения – 4 г. 7 мес.
на базе 11 классов:
Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.
Заочная форма обучения – 3 г. 7 мес.
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ: