38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Бухгалтер, специалист по налогообложению

 

Общая характеристика специальности

Востребованность на рынке труда

По статистике популярных порталов по поиску работы каждый месяц в России открывается почти 6 тысяч вакансий по 2 должностям профессии «Бухгалтер, специалист по налогообложению» с указанием средней заработной платы в 25 000 рублей.

Бухгалтер – это лицо, ответственное за финансовые обязательства организации. Такой специалист решает оперативные вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, а также осуществляет контроль  соблюдения учетной политики в указанных сферах. Именно он занимается наведением порядка в регистрации материальных ценностей предприятия.

В зависимости от специфики подготовки бухгалтер осуществляет учетно-финансовую, правовую, налогово-бюджетную, контрольно-ревизионную деятельность.

Важно понимать, что составленная бухгалтером отчетность используется финансовыми, банковскими и статистическими органами, а на высших уровнях управления применяется с целью контроля деятельности отрасли и государства.

Это одна из важнейших профессий, без которой не может полноценно функционировать ни одно предприятие.

О процессе обучения

Рабочие программы предполагают освоение цикла общеобразовательных и профильных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ).

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний. Иными словами, учебный процесс базируется на активных и интерактивных формах организации лекций, семинаров и практических занятий. Студент становится субъектом обучения.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку.

Отметим некоторые образовательные технологии, которые используются педагогами: виртуальные симуляции, деловые и ролевые игры, моделирование экономических и бизнес-ситуаций, диспуты, метод кейсов, тренинги, конференции, профессиональные пробы и пр.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – важная часть обучения. Преподаватели помогают ее систематически выстроить с целью углубления теоретических знаний и отработки профессиональных навыков.

Студенты принимают активное участие в мероприятиях научной, экономической, спортивной, патриотической, экологической направленности. Например, посещают интеллектуально-развлекательные игры-викторины, организуемые на областном уровне, виртуальные учебные экономические конференции и т.д.

Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по данной специальности осуществляется преподавателями с большим стажем работы, которые параллельно ведут профильные дисциплины у студентов Международной полицейской академии ВПА.

Все они проходят стажировку в профильных организациях, предусмотренную графиком.

Отдельно скажем о практике. Такой ее вид, как учебная, осуществляется в специально оборудованных кабинетах, где каждый обучающийся получает и отрабатывает профессиональные навыки работы с новыми версиями прикладных программ в области финансовой, планово-экономической деятельности и бухгалтерского учета.

По окончании освоения содержания модулей студенты направляются на производственную практику в государственные и коммерческие организации, налоговые инспекции и т.д.

С получением диплома студент может рассчитывать на содействие в трудоустройстве со стороны образовательного учреждения. И, что особенно важно, он продолжает обучение в  Международной полицейской академии ВПА по сокращенной программе, выбирая связанное со специальностью направление подготовки в вузе.

Профессиональные компетенции специалиста

Род деятельности такого специалиста предполагает выполнение следующих функций: информативную, аналитическую и контрольную. Скажем подробнее об их составляющих.

Информационная функция является учётно-аналитической (характеристика актуального состояния финансово-хозяйственной деятельности организации).

Контрольная функция предполагает систематический и непрерывный контроль над использованием всех ресурсов. Состоит из процедур наблюдения, проверки и оценки.

Аналитическая функция предполагает анализ текущей финансовой и производственной деятельности предприятия и оценку её результатов.

Компетенции бухгалтера распространяются как на расчёт заработной платы сотрудников, так и на выполнение целого комплекса финансовых операций.

Специальные умения:

— пользоваться указами, письмами и постановлениями для решения профессиональных задач;

— грамотно взаимодействовать с различными органами;

— составлять и использовать бухгалтерскую отчетность имущества и произведённых операций;

— осуществлять ведение бухгалтерского учёта;

— осуществлять налоговый учет и налоговое планирование в организации;

— ориентироваться в юридических и производственных вопросах;

— документировать хозяйственные операции;

— выполнять работы по инвентаризации имущества;

— проводить расчеты;

— работать с электронной отчетностью (в ИФНС, внебюджетные фонды, Росстат и др.);

— владеть на высоком уровне специализированными компьютерными программами, современным цифровым программным обеспечением деятельности (новыми версиями бухгалтерских программ). В частности, это предполагает работу со справочно-правовыми системами. Умение позволяет вести полноценный автоматизированный учет на предприятии, оптимизируя рабочее время.

Знания:

— нормативные документы (законодательные и нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности и пр.);

— документооборот;

— порядок оформления документов, связанных с движением средств и товарно-материальных ценностей;

— механизмы рынка;

— налоговое и трудовое законодательства;

— правила и нормы по организации труда и управления;

— знания в области финансов, аудита, экономики и бухгалтерского учета.

Качества личности:

— математические, аналитические способности;

— высокая работоспособность;

— умение длительно концентрировать внимание на объекте;

— склонность к монотонной работе;

— склонность к работе с цифрами;

— дисциплинированность;

— морально-этические нормы (честность, порядочность,  высокий уровень ответственности, пунктуальность и т.д.);

— стрессоустойчивость;

— хорошая скорость восприятия и воспроизведения цифрового материала;

— развитая долговременная и оперативная память.
 

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

— имущество и обязательства организации;

— хозяйственные операции;

— финансово-хозяйственная информация;

— налоговая информация;

— бухгалтерская отчетность;

— первичные трудовые коллективы.

 

Бухгалтер, специалист по налогообложению должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности

  • Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации:

— обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

— разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

— проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

— формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

  • Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации:

— формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

— выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения;

— проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета;

— отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;

— проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

  • Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами:

— формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней;

— оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям;

— формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;

— оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

  • Составление и использование бухгалтерской отчетности:

— отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

— составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

— составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

— проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

  • Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации:

— организовывать налоговый учет;

— разрабатывать и заполнять первичные учетные документы и регистры налогового учета;

— проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты;

— применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты;

— проводить налоговое планирование деятельности организации.

Применение на практике

Специалист со средним профессиональным образованием подготовлен к следующим областям профессиональной деятельности:

— учет имущества и обязательств организации;

—  проведение и оформление хозяйственных операций;

— обработка бухгалтерской информации;

—  проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

—  формирование бухгалтерской отчетности;

— налоговый учет;

— налоговое планирование.

Актуальная тенденция автоматизации в сфере бухгалтерского учета может в ближайшем будущем привести к ситуации, когда  сбором налогов, налогообложением и консультированием будут заниматься системы искусственного интеллекта. Это существенно повысит уровень собираемости налогов, обеспечит максимальную прозрачность в налогообложении и инвестирует большие деньги в автоматизацию данной сферы. Но это не значит, что потребность в специалистах этой профессиональной области исчезнет.

Поэтому важно следить за изменениями, происходящими в финансовом секторе. Изучать их помогает Атласе новых профессий. Согласно документу, «общая тенденция в новой экономике — уменьшение числа посредников-людей и замещение их интеллектуальными автоматизированными системами». Поэтому специалисту важно постоянно развиваться, находиться в курсе современных тенденций, читать полезную специальную литературу, овладевать новыми программами и по возможности посещать обучающие мероприятия. Тогда вертикальный карьерный рост не заставит себя ждать.

Финансовая сфера открывает широкие возможности для творчества и оригинального мышления там, где речь идет о финансировании крупных или инновационных проектов, страховании рисков, разработке новых инструментов пенсионного накопления и пр. Благодаря Интернету появляются новые финансовые инструменты, такие как краудфандинг и краудинвестинг, в Сети развиваются новые валюты, основанные на цифровых кодах (криптовалюты) и происходят другие интересные процессы.

Возможные должности:  помощник бухгалтера, делопроизводитель, аналитик, оператор, бухгалтер склада, экономист, экономист по труду, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, государственный инспектор.

Области применения профессиональных знаний:

  • сфера банковской деятельности;
  • финансовые организации (налоговые инспекции, пенсионные фонды, страховые агентства);
  • любые государственные учреждения, не относящиеся к сфере экономики и финансов (сфера промышленности, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения, сфера торговли, сфера транспорта и т. д.);
  • негосударственные предприятия малого и крупного бизнеса.

Сроки обучения: 

 

на базе 9 классов:

Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 3 г. 7 мес.

на базе 11 классов:

Очная форма обучения – 1 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 2 г. 7 мес.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ:









*Поля обязательны для заполнения