09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Техник-программист 

 

Общая характеристика специальности.

Востребованность на рынке труда

В век цифровых технологий профессия программиста востребована на рынке труда. Практически в каждой бюджетной или коммерческой организации в штатное расписание включены специалисты данной профессии.  Имея диплом программиста, выпускник учреждения среднего профессионального образования может рассчитывать на перспективное трудоустройство и хорошую зарплату. Базовое образование, полученное в колледже, – удачный старт для дальнейшего обучения в вузе, которое гарантирует реализацию более амбициозных карьерных планов.

Будущее непосредственно связано с научно-техническим прогрессом, развитием промышленного сектора, что сопряжено с созданием новых компьютерных программ. Поэтому специальность техника-программиста так важна для государства.

Прикладная информатика объединяет информатику и те области, в которых можно применить компьютерные знания: экономику, менеджмент, дизайн, юриспруденцию.

Согласно «Атласу новых профессий», «Информационные технологии (ИТ) – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Изменения в этой отрасли задают новые технологии и практики фактически для всех отраслей экономики. Проектирование, транспортировка, управление ресурсами, маркетинг, управление людьми – все эти и многие другие области изменяются под воздействием ИТ».

Сейчас в данной сфере происходит модернизация, характеризующаяся ростом связей за счет средств телекоммуникации, увеличения объема проходящих в сети данных, внедрения новых методов обработки информации, а также мобильностью цифровых решений, их большей гуманитарностью – «удобному, человеческому общению» с  пользователем. Проектируются новые среды для работы, образования и развлечения (например, виртуальные миры на основе технологий дополненной реальности).

Новшества, происходящие в других профессиональных областях, не обходятся без информационных технологий.

Разработка и производство «железа», программного обеспечения (ПО) и систем безопасности – по-прежнему основные задачи ИК-сферы. «Высокоперспективное направление – проектирование виртуальных пространств и интерфейсов для взаимодействия с ними».

 

О процессе обучения

 

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний.

Преподаватели формируют у студентов готовность к профессиональной мобильности, гибкости в освоении трудовых функций, актуализации знаний. Используемые педагогами на занятиях формы, методы и средства обучения позволяют обучающимся достигать  результатов, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Интерактивные образовательные технологии, нацеленные на активную коммуникацию между преподавателями и студентами, призваны развивать у последних познавательную активность, потребности и способности самостоятельно открывать новые знания, применяя их в процессе решения практико-ориентированных задач. Наши педагоги учат ребят критически и творчески мыслить, овладевать приемами осуществления профессиональной деятельности. Они формируют у обучающихся системность мышления, что особенно важно для техников-программистов, то есть цельность восприятия, способность видеть множественные связи между предметами.

Внеаудиторная самостоятельная работа преимущественно связана с созданием проектов, которые помогают студентам в процессе подготовки  обучаться навыкам планирования, прогнозирования, целеполагания.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку. В каждой аудитории, где проводятся профильные предметы, есть проекторы и компьютеры, Интернет, современное оборудование для обучения. Студенты могут создавать экспериментальные проекты,  симуляции, учебное программное обеспечение.

В процессе обучения происходит освоение содержания следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального. Кроме того, программа подготовки специалистов среднего звена предполагает прохождение учебной и производственной практики (по профилю специальности и преддипломной), промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Студенты получают фундаментальные знания в области аналитики, разработки и внедрения современных бизнес-приложений, экономики и финансов, а также в науке управления ресурсами.

 

Сущность деятельности техника-программиста

 

Техник-программист пользуется программами, созданными разработчиками программного обеспечения, с целью решения определенных задач.

Его основные функции:

— участие в создании несложных алгоритмов на разных языках программирования;

— наблюдение за наличием и корректной работой носителей информации для автоматического ввода данных в компьютер;

— ведение технической документации;

— учет объема выполненных задач;

—  устранением неисправностей техники и обеспечение ее бесперебойной работы.

 

Виды деятельности техника-программиста:

 

— Обработка отраслевой информации.

— Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности.

— Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности.

— Обеспечение проектной деятельности.

 

 Деятельность техника-программиста подразделяется на два типа:

 

Производственно-технологическая, предполагающая разработку алгоритма решения задачи на основе предложенной модели; программное воплощение алгоритма; отладку, тестирование, модификацию, адаптацию, настройку, техническое и консультационное сопровождение программных продуктов; разработку и эксплуатацию баз данных; обеспечение достоверности информации при использовании баз данных.

Организационно-управленческая, предполагающая организацию и согласованность деятельности группы исполнителей; планирование и реализацию намеченных работ; поиск и выбор наиболее оптимальных решений при планировании действий в нестандартных производственных ситуациях; участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности; обеспечение техники безопасности.

 

Области профессиональной деятельности выпускников: обработка информации, разработка, внедрение, адаптация, сопровождение программного обеспечения и информационных ресурсов, наладка и обслуживание оборудования отраслевой направленности в производственных, обслуживающих, торговых организациях, административно-управленческих структурах.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: информация; информационные процессы и информационные ресурсы; языки и системы программирования контента, системы управления контентом; средства создания и эксплуатации информационных ресурсов; программное обеспечение; оборудование: компьютеры и периферийные устройства, сети, их комплексы и системы отраслевой направленности; техническая документация; первичные трудовые коллективы.

 

Компетенции специалиста

 

Личные качества:

 

— интерес к компьютерной технике;

— склонность к познанию нового, занимательного и интеллектуального;

— математические способности;

— логическое мышление;

— знание английского языка;

— готовность к работе в режиме многозадачности;

— оперативное реагирование на входящие сигналы;

— аккуратность, усидчивость, умение длительно фокусировать внимание на объекте;

— способность к моделированию.

 

Знания:

 

— методы и способы проектирования технологии механизированной, а также автоматизированной обработки получаемой информации;

— средства получения, передачи и дальнейшей обработки информации, установленные правила эксплуатации компьютерной вычислительной техники;

— рабочие и научные программы, макеты и различные материалы, определяющие последовательность, а также технику выполнения расчетных операций;

— виды современных носителей информации, правила и условия их хранения;

— простые схемы технического процесса обработки информации, технические схемы коммутации, основные рабочие инструкции;

— действующие современные системы счисления, кодов и цифр;

— основные языки программирования и способы их применения на практике;

— основы программирования;

— методы и анализ проведения расчетов выполненных работ;

— начальные основы экономики, структурированной организации труда на производстве.

 

Профессиональные компетенции техника-программиста:

 

— Обработка статического и динамического информационного контента.

— Осуществление подготовки оборудования к работе.

— Настройка и работа с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

— Контроль работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации.

—  Осуществление сбора и анализа информации для определения потребностей клиента.

— Разработка и публикация программного обеспечения и информационных ресурсов отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов.

— Проведение отладки и тестирования программного обеспечения отраслевой направленности.

— Проведение адаптации отраслевого программного обеспечения.

— Разработка и ведение проектной и технической документации.

— Участие в измерении и контроле качества продуктов.

— Разрешение проблем совместимости программного обеспечения отраслевой направленности.

— Осуществление продвижения и презентации, обслуживания, тестовой проверки, настройки программного обеспечения отраслевой направленности.

— Работа с системами управления взаимоотношениями с клиентами.

— Обеспечение содержания, определение сроков, стоимости, качества, ресурсов и рисков проектных операций.

 

Применение на практике

Образование, полученное в ЧУПО «СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ», позволит получить ценный опыт для дальнейшего построения мощных карьерных перспектив. И само по себе оно открывает дорогу для успешного трудоустройства с хорошей начальной зарплатой. В Тульском регионе предприятия охотно берут в свои ряды молодых специалистов данной профессии, открывают для них школу стажеров, организуют систему наставничества и пр.

Выпускники могут осуществлять обслуживание компьютерных систем и сетей различного уровня в зависимости от отраслей. Например, прикладная информатика в экономике применима к анализу данных и их дальнейшей систематизации, в юриспруденции – к разработке и сопровождению специальных программ и правовых информационных систем.

Техники-программисты хорошо реализуют себя в вычислительных центрах, IT-компаниях, банковских организациях, образовательных и медицинских учреждениях, интернет-маркетинговых компаниях, центрах сервисного обслуживания и ремонта оборудования; специализированных отделах магазинов, продающих цифровую и бытовую технику; службах технической поддержки абонентов и т.д.

Перспективы карьерного роста связаны с освоением новых приемов и способов программирования, ведением более крупных проектов, освоением смежных областей знаний (например, специализации системного аналитика, системного администратора, веб-дизайнера или инженера-разработчика). Такие специалисты, имея развитые профессиональные компетенции, пользуются спросом на рынке труда.

Выпускник колледжа может начать профессиональный путь с ассистента программиста или помощника специалиста техподдержки, а в дальнейшем повышать квалификацию и мастерство. Продолжая образование в вузе, молодой специалист может рассчитывать на вертикальный рост в компании и более высокую зарплату.

Выпускники ЧУПО «СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ», получившие диплом по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) с квалификацией техника-программиста, имеют возможность продолжить обучение по ускоренной программе в ТУЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ТИЭИ), выбрав, например, направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (в экономике). Подготовка в вузе углубит полученные знания и окажет содействие в развитии профессиональных компетенций на более высоком уровне, что позволит выстроить надежный маршрут профессионального успеха.

 

Сроки обучения: 

на базе 9 классов:

Очная форма обучения – 3 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 4 г. 10 мес.

на базе 11 классов:

Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 3 г. 10 мес.