38.02.06  Финансы Квалификация 

Финансист

 

Общая характеристика специальности.

Востребованность на рынке труда

 

Финансы – фундамент, на котором базируется экономика любого государства. Сегодня финансисты являются важными фигурами на предприятиях любой формы собственности. Они выполняют функции управленцев, принимающих участие в планировании действий, направленных на увеличение прибыли организации, а также дают прогнозы относительно итогов хозяйственной деятельности. Финансист постоянно в курсе актуальных новостей финансового сектора государства.

О востребованности данной специальности можно судить по «Атласу новых профессий», в котором подробно изложены изменения, происходящие в разных отраслях и профессиях с перспективой на 15-20 лет. Модернизация касается и финансового сектора, что означает наличие преобразований в нем, а не снижение его роли в масштабах государства. Перспективные направления развития экономики отражают динамику общества и совершенствование техники.

Поэтому многие абитуриенты по-прежнему поступают на специальность 38.02.06 Финансы с квалификацией «финансист», ведь обучение в колледже является начальной ступенью экономического образования, продолжить которое можно в вузе.

 

О процессе обучения

 

Рабочие программы предполагают освоение цикла общеобразовательных и профильных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ).

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний. Иными словами, учебный процесс базируется на активных и интерактивных формах организации лекций, семинаров и практических занятий. Студент становится субъектом обучения.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку.

Отметим некоторые образовательные технологии, которые используются педагогами: виртуальные симуляции, деловые и ролевые игры, моделирование экономических и бизнес-ситуаций, диспуты, метод кейсов, тренинги, конференции, профессиональные пробы и пр.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – важная часть обучения. Преподаватели помогают ее систематически выстроить с целью углубления теоретических знаний и отработки профессиональных навыков.

Студенты принимают активное участие в мероприятиях научной, экономической, спортивной, патриотической, экологической направленности. Например, посещают интеллектуально-развлекательные игры-викторины, организуемые на областном уровне, виртуальные учебные экономические конференции и т.д.

Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по данной специальности осуществляется преподавателями с большим стажем работы, которые параллельно ведут профильные дисциплины у студентов ТУЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ТИЭИ). Все они проходят стажировку в профильных организациях, предусмотренную графиком.

Отдельно скажем о практике. Такой ее вид, как учебная, осуществляется в специально оборудованных кабинетах, где каждый обучающийся получает и отрабатывает профессиональные навыки работы с новыми версиями прикладных программ в области финансовой, планово-экономической деятельности и бухгалтерского учета.

По окончании освоения содержания модулей студенты направляются на производственную практику в государственные и коммерческие организации, налоговые инспекции и т.д.

С получением диплома студент может рассчитывать на содействие в трудоустройстве со стороны образовательного учреждения. И, что особенно важно, он продолжает обучение в ТУЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ТИЭИ) по сокращенной программе, выбирая связанное со специальностью направление подготовки в вузе.

 

Компетенции выпускника

 

Студенты получают комплекс знаний, умений и практического опыта в сфере государственных финансов, налогов и налогообложения, банковского дела, права.

Специальные знания:

  • процессы формирования и исполнения бюджетов разных уровней;
  • порядок планирования учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях;
  • различные формы контроля и способы их осуществления;
  • особенности организации финансов предприятий и организаций;
  • основы менеджмента;
  • налогообложение, бухгалтерский учет, банковское дело;
  • основы маркетинга;
  • управление активами.

Области профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление деятельности финансовых, планово-экономических и налоговых служб организаций различных организационно-правовых форм, финансово-экономических служб органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе обучения внимание уделяется объектам профессиональной деятельности финансистов, к которым относятся:

— финансовые операции, совершаемые организациями различных организационно-правовых форм, органами государственной власти и местного самоуправления;

— имущество и обязательства организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;

— финансово-хозяйственная информация;

— финансовая отчетность.

 

Личные качества:

 

— аналитическое мышление;

— математические склонности;

— развитая логика и способность прогнозировать;

— усидчивость;

— устойчивое внимание;

— хорошая память;

— способность к монотонной работе;

— готовность оперировать большим объемом данных;

— организаторские и коммуникативные способности;

— способность организовывать собственную деятельность;

— готовность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

— готовность к принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

— исследовательские умения, связанные с поиском необходимой информации;

— готовность к работе в команде.

Итогом профессиональной подготовки является формирование общих и профессиональных компетенций, дающих наиболее полное представление об особенностях деятельности специалистов финансового сектора.

 

Профессиональные компетенции в указанных видах деятельности:

 

— Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

— Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.

— Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.

— Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово- хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.

— Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ.

— Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

— Участвовать в мероприятиях по налоговому планированию в организациях. — Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации.

— Составлять финансовые планы организации.

— Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

— Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

—  Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля.

— Осуществлять эффективную работу с информацией финансово-правового характера для принятия необходимых решений.

 

Применение на практике

 

Выпускники специализируются на организации и ведении финансовой и планово-экономической деятельности в коммерческих и бюджетных структурах.

 

Перечислим виды профессиональной деятельности выпускника:

 

— Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы РФ.

— Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций.

— Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих финансовую деятельность.

 

Финансист со средним профессиональным образованием

подготовлен к деятельности в следующих нишах рынка труда:

 

— финансовые и налоговые органы;

— органы казначейства;

— независимая служба аудиторского контроля;

— предприятия и организации различных организационно-правовых форм и видов собственности;

— государственные органы федерального, территориального и муниципального уровня.

 

Возможные должности

 

(требующие базового экономического образования):

— бухгалтер;

— помощник экономиста;

— сотрудник планового отдела;

— консультант по банковским продуктам;

— специалист колл-центра банка.

 

Перспективы в профессии

 

(для этого необходимо высшее образование):

— финансовый директор;

— финансовый аналитик;

— специалист налоговой службы;

— казначей;

— бухгалтер (главный специалист);

— аудитор;

— руководитель службы контроллинга.

Финансисты могут применять свои умения и знания на производстве, в бизнесе, в финансовой сфере, в науке, в банке, в консалтинговой компании.

 

Сроки обучения: 

 

на базе 9 классов:

Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 3 г. 10 мес.

на базе 11 классов:

Очная форма обучения – 1 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 2 г. 10 мес.